Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

giperaktivnost

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в системе образования ряда стран СНГ (в том числе и Украина) является постепенное увеличение числа детей с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ). Такие дети, в силу особенностей своего поведения, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям. Зачастую педагогические работники не обладают необходимыми навыками работы с гиперактивными детьми, слабо информированы в этом вопросе. Особенно это касается педагогических работников периферийных учебно-воспитательных учреждений.
Поэтому основная цель данной статьи - информационная. В рамках её мы постараемся рассмотреть феномен СДВГ, клинические особенности и причины его возникновения, диагностические критерии, дать ряд практических рекомендаций относительно обучения и воспитания гиперактивных детей.

Клинические особенности детей с СДВГ

Клиническую картину СДВГ определяют избыточная двигательная активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой. Характерная для детей с СДВГ двигательная неловкость обусловлена статико-локомоторной недостаточностью - они часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации.[2]

Розробка веб-сайтів Веб-студія, найкращі ціни тільки у нашій веб-студії , висока якість і надійність веб-сайтів.
Цікаві статті з світу моди та парфумів 50ml, Огляд нових тендецій моди на взуття, бренди та виробники взуття.
Бажаєте дізнатись цікаві новини та публікації про меблі? Завітайте на наш сайт!
автоновини щоденне поповнення статей та матеріалів на сайті

Известный американский психолог В.Оклендер так характеризует детей с СДВГ: “Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно контролировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов”.[4] При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. [2]

Характерные особенности поведения гиперактивного ребёнка:

  • излишне говорлив
  • продуктивно работает по пооперационным картам
  • отказывается от коллективной игры
  • чрезмерно подвижен
  • имеет высокие требования к себе
  • не понимает чувств и переживаний других людей
  • ощущает себя отверженным
  • любит ритуалы
  • имеет низкую самооценку
  • часто ругается со взрослыми
  • создаёт конфликтные ситуации
  • отстаёт в развитии речи
  • чрезмерно подозрителен
  • вертится на месте
  • совершает стереотипные механические движения
  • контролирует своё поведение
  • чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • сваливает вину на других
  • беспокоен в движениях
  • имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли …
  • часто спорит со взрослыми
  • суетлив
  • кажется отрешенным, безразличным к окружающему
  • любит заниматься головоломками, мозаиками
  • теряет контроль над собой
  • отказывается выполнять просьбы
  • импульсивен
  • плохо ориентируется в пространстве
  • часто дерётся имеет отсутствующий взгляд
  • часто предчувствует “плохое”
  • самокритичен
  • не может адекватно оценить своё поведение
  • имеет мускульное напряжение
  • увлекается коллекционированием
  • имеет плохую координацию движений
  • опасается новой деятельности
  • часто специально раздражает взрослых
  • задаёт много вопросов, но редко дожидается ответов
  • робко здоровается
  • годами играет в одну и ту же игру
  • мало и беспокойно спит
  • говорит о себе во втором и третьем лице
  • толкает, ломает, рушит всё кругом
  • чувствует себя беспомощным
  • задевает и роняет предметы
  • завистлив, мстителен
  • избегает прямых взглядов
  • ведёт себя однообразно
  • раздражителен
  • легко отвлекается
  • часто страдает головными болями, спазмами
  • винит других в своих ошибках
  • стремится разозлить маму, воспитателя
  • избегает общения со взрослыми
  • боится потерять контроль над собой
  • имеет хорошую механическую память
  • думает, что он хуже других
  • не хочет разлучаться с родителями
  • имеет низкий уровень эмпатии
  • неуклюж
  • избегает общения с детьми
  • часто сердится и отказывается что-либо делать

Причины возникновения СДВГ

Существуют различные мнения о причинах возникновения СДВГ. Выделяют следующие факторы, которые, предположительно, способствуют возникновению СДВГ.

1. Наследственность. У 10-25 % гиперактивных детей, по данным З .Тржесоглавы (1986) отмечается наследственная предрасположенность к гиперактивности.
Как правило, у гиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности.

2. Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.

3. Беременность и роды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды, родовые травмы также могут привести к гиперактивности у ребенка.

4. Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).

5. Окружающая среда. Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ. Например, диоксины - сверхъядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке и сжигании хлорированных углеводородов. Они часто применятся в промышленности и домашнем хозяйстве и могут приводить к канцерогенному и психотропному действиям, а также к тяжелым врожденным аномалиям у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов. Увеличение содержания свинца - сильнейшего нейротоксина - в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей. Известно, что содержание свинца в атмосфере в настоящее время в 2000 раз выше, чем до времени начала индустриальной революции.

6. Дефицит питательных элементов. У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12 .

7. Питание.Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности. Эта гипотеза была популярна в середине 70-х гг. Сообщения доктора B.F.Feingolda (1975) о том, то у 35-50% гиперактивных детей наблюдалось значительное улучшение поведения после исключения из их диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, вызвали большой интерес. Но эти данные последующими исследованиями не подтвердились.

8. Отношения внутри семьи. Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:

  • с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
  • с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
  • семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);
  • семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).[1]

Причинами гиперактивности ребенка также могут стать инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, особенности строения и функционирования головного мозга.

В настоящее время приобрела широкое распространение концепция о том, что в основе СДВГ лежат минимальные мозговые дисфункции (ММД). ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. Согласно этой концепции СДВГ представляет собой наиболее распространённый вариант ММД. [2]

Диагностические критерии гиперактивности

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи Л. Бейкер и А.Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком)

Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ёрзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, недослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, взрывается, прерывает.
3. Плохо сосредотачивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых заданиях ребёнок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что наблюдаемый ребёнок гиперактивен.[4]
По этим же критериям можно провести беседу с родителями и педагогическими работниками.

Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребёнка

1. Каковы особенности протекания беременности и родов у матери ?
2. Каковы особенности раннего развития ребёнка ?
3. Является ли ребёнок правшой или левшой ?
4. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, к алкоголизму, к употреблению наркотиков ?
5. Какова амплитуда настроений ребёнка ?
6. Трудно ли ребёнку приступать к занятиям ?
7. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.) ?
8. Нет ли склонности принижать свои успехи ?
9. Трудно ли доводить начатое дело до конца ?
10. Трудно ли справляется с гневом ?
11. Легко ли отвлечь от выполнения задания ?
12. Нет ли привычки “перепрыгивать” с одной программы ТВ на другую ?
13. Умеет ли следовать указаниям взрослых ?
14. Легко ли приходит в состояние гнева ?
15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии) ?
16. Часто ли проявляется агрессия ? Какая чаще: вербальная или невербальная ?
17. Имеет ли привычку лгать ?
18. Учится ниже своих способностей ?
19. Является ли чрезмерно экспрессивным ?
20. Характерна ли низкая переносимость огорчений ?
21. Умеет ли планировать последствия своего поведения ?
22. Каков уровень самооценки ?
23. Каков уровень развития мелкой моторики ?
24. Насколько хорошо развита координация движений ?
25. Страдает ли нарушением сна ?
26. Не является ли аллергиком ?
27. Страдал ли кто-либо из семьи дифецитом внимания ?
28. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый ?
29. Часто ли нарушает правила ?
30. Часто ли проявляет беспокойство ?
31. Характерна ли роль “клоуна” в группе ?
32. Является липолной семья ?
33. Не было ли в семье усыновлений ?
34. Есть ли в семье другие дети ? Старшие ? Младшие ?
35. Какова очерёдность рождения данного ребёнка в семье ?
36. Трудно ли ему хранить секреты ?
37. Нравится ли, когда появляются новые вещи ? Хватает ли он их сразу ?
38. Часто ли приходит в ярость ?
39. Склонен ли к депрессиям ?
40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы ?
41. Подчиняется ли правилам, инструкциям ?
42. Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях ?
43. Способен ли длительное время ждать вознаграждения ?
44. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций ?
45. Случается ли, что ребёнок задевает, роняет вещи ?
46. Есть ли в семье другие гиперактивные члены ?
47. Как реагирует на замечания взрослых ?
48. Часто ли ребёнку делают замечания дома, на прогулке ?
49. Теряет ли ребёнок свои вещи ?

Однако, окончательный диагноз должен ставиться с участием врача, поскольку есть ещё целая группа состояний, по симптоматике схожих с СДВГ. Например, при заболеваниях внутренних органов с церебрастеническим синдромом наблюдаются нарушения внимания. Аналогичные проявления встречаются и при некоторых эндокринных заболеваниях, в том числе дисфункции щитовидной железы.
Необходимо также иметь ввиду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
Следует учитывать также и то, что внимание ребёнка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать.
В других случаях нарушения поведения, в том числе и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребёнка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
Отсюда можно сделать вывод о том, что постановка диагноза СДВГ должна осуществляться совместно, всеми специалистами (врачи, педагоги, психологи и т.д.). [3]

Как помочь гиперактивному ребёнку (советы для педагогов и родителей)

Появление гиперактивного ребёнка в группе детского сада или в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллкетива. Он мешает вести урок (или занятие в детском саду), вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя, имитирует звуки различных животных (гавкает, мяукает и т.д.). Немало хлопот доставляет гиперактивный ребёнок и своим родителям. Многочисленные окрики, замечания, угрозы наказания не приводят к желаемому результату, не улучшают поведения гиперактивных детей. [4]
“Как же вести себя в подобных случаях ? Что делать ?” - эти вопросы являются основными для большинства родителей и педагогов. Исходя из особенностей поведения гиперактивных детей, психологами был разработан ряд общих принципов, соблюдение которых способствует их успешному воспитанию и обучению.

Принципы работы с гиперактивными детьми

Работая с гиперактивными детьми, необходимо :

1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
3. Делить работу на короткие, часто повторяющиеся, периоды.
4. Использовать физкультминутки.
5. Быть драматичным, експрессивным педагогом.
6. Снизить требования к аккуратности в начале работы для того, чтобы сформировать чувство успеха.
7. Во время занятий посадить ребёнка рядом с собой.
8. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
9. Заранее договариваться с ребёнком о тех или иных действиях.
10. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
11. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
12. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
13. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
14. Не смотря ни на какие провокационные действия с его стороны, всегда оставаться спокойным. Следует помнить о том, что нет хладнокровия - нет приимущества !

Еще несколько слов следует сказать относительно организации игровой деятельности гиперактивных детей, использования игр в педагогическом процессе. По словам Е.К. Лютовой, подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Тренировку слабых функций следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания, или игры, которые учат ребёнка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности. [4]

Примеры игр и их описание:

“Найди отличие”

Цель: развитие умения контролировать внимание на деталях.
Ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и т.д.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.

“Запрещённое движение”

Цель: развитие внимания.
Ребёнок стоит лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта он повторяет движение, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.
Вместо показа движения, можно называть вслух цифры. Ребёнок повторяет вслед за ведущим все цифры, которые тот называет, кроме одной, запрещённой, например, цифры “пять”. Вместо того, чтобы её назвать он должен хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
Игру можно проводить и в группе.

“Разговор с руками”

Цель: развитие умения контролировать двигательную активность.
Ребёнок обводит на листе бумаги силуэт своих ладоней. Затем ему предлагается оживить их - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками, спросить у них как их зовут, что они любят делать и т.д. Если ребёнок не подключился к разговору, необходимо проговорить диалог самостоятельно. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (следует перечислить, что именно) , но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение некоторого времени (2-3 дней или даже меньше) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребёнок согласился на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

“Говори !”

Цель: Коррекция импульсивности.
Ребёнку даётся следующая инструкция:”Сейчас я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только по команде : “Говори!”. Примерный перечень вопросов:
1. Какое сейчас время года ?
2. Как зовут твоего друга ?
3. Сколько будет 2 +8 ? и т.д.
Игру также можно проводить и в группе.

“Передай мяч”

Цель: снятие излишней двигательной активности, развитие внимания.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре несколько мячей.

“Сиамские близнецы”

Цель: Коррекция импульсивности.
Детей просят разбиться на пары, встав плечом к плечу друг с другом, обнять друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставить рядом с левой ногой партнёра и представить себя сросшимися близнецами: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. После этого предлагается попробовать по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.
Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, её можно скрепить либо верёвочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут срастись не только ногами, но спинками, головами и др.

Проведя работу по тренировке одной функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребёнок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо постараться увлечь ребёнка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.) можно переходить к более сложным работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трёх функций.[4] Примеры игр:

“Кричалки-шепталки-молчалки”

Цель : развитие наблюдательности, умения действовать по плану, волевой регуляции (развитие внимания и контроль импульсивности).
Из разноцветного картона нужно сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь, желтая ладонь - “шепталка” - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалки” - синия ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.

“Гвалт”

Цель: развитие внимания и контроль импульсивности.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую - либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достаётся одно слово. Затем входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый своё слово. Водящий должен догадаться, что это за песня.
Желательно, чтобы каждый ребёнок повторил вслух доставшееся ему слово ещё до прихода водящего.

“Колпак мой треугольный”

Цель: развитие внимания и контроль двигательной активности.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы : “Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак”. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово “колпак”, заменяют его жестом (например, 2 лёгких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая фраза трудна для воспроизведения, её можно сократить.

“Расставь посты”

Цель: развитие внимания и контроль двигательной активности.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идёт командир, который выбирает направление движения. Как комендир только хлопнет в ладоши, идущий последним ребёнок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

“Замри”

Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны-вместе, сопровождая прыжкихлопками над головой и по бёдрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую прищлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

“Час тишины и час “можно”

Цель: дать возможность ребёнку сбросить накопившюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением.
Необходимо договориться с детьми, что когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
Часы можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребёнку (а тот их “не слышит”).

“Слушай команду”

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются , слушают произнесённую шепотом команду ведущего (например: “Положи правую руку на плечо соседа”) и тот час же её выполняют. Затем снова звучит музыка и все продолжают ходьбу. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выплнять задания.

“Слушай хлопки”

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

“Морские волны”

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2 - 3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.
По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру нужно командой “Штиль”.

Для снятия напряжения, мышечных зажимов, снижения агрессивности, развития чувственного восприятия, гармонизации отношений между ребёнком и взрослым, развития коммуникативных навыков можно использовать игры “Ласковые лапки”, “Менялки”, “Давайте поздороваемся”. Описания игр представлены ниже.
Игры, направленные на снятие мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизации отношений между ребёнком и взрослым, развития коммуникативных навыков

“Ласвковые лапки”

Цель: снятие мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизации отношений между ребёнком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет бегать “зверёк” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверёк” прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть, поглаживающими, приятными.
Вариант игры : “зверёк” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

“Менялки”

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встаёт и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит : “Меняются те, у кого …(светлые волосы, часы и т.д.). Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

“Давайте поздороваемся”

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться и здороваться со всеми, кто встречается у них на пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определённым образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечиками;
3 хлопка - здороваемся спинками
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

Список использованной литературы
1.Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. - 1999.
2.Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000.
3.Заваденко Н.Н. Я остаюсь оптимистом / Школьный психолог. - №4. - 2000.
4.Лютова Е.К., Монина В.Г. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-М.: Генезис, 2000.- 192 с.

Райские острова
Новый Mitsubishi Outlander 2013

Leave a Reply

Spam protection by WP Captcha-Free